Этот жанр нечасто встретишь на страницах школьных газет. Потому как он сложен. Он требует от журналиста не просто умения разбираться в людях, а умения почувствовать человека, понять, в чем тот видит свой смысл, его ценности, идеалы, рассказать читателям, какие трудности он преодолевает, чтобы достичь своей цели, какие ПОСТУПКИ совершает. В общем, показать характер героя. И облечь это все в хорошую литературную форму, поскольку жанр портретного очерка является художественно-
публицистическим.
Тем ценнее, когда появляются в детской журналистике такие жемчужинки. Какие возможности таит в себе этот жанр! Пусть не портретный очерк — это для вас пока
непосильная задача, здесь нужен огромный жизненный опыт, опыт понимания людей и пропускания их судеб через свое сердце, а еще огромное количество времени
на осмысление материала и создание текста. Именно поэтому, наверное, найти настоящий портретный очерк на страницах современной российской прессы практически
невозможно. Для тех, кому интересен этот жанр, можно посоветовать читать портретные очерки Максима Горького и учиться у мастера. Но попытка создать портретную зарисовку, как оказалось, детям под силу.
Что нам дает этот жанр? Зачем он нужен в детской прессе?
Предметом портретной зарисовки в приведенной ниже публикации «Кто оставил «варюшку»?» выступает подросток, ровесник автора. Журналистке удалось обнаружить драматические моменты жизненного пути героя, когда ему пришлось сделать непростой выбор. Именно в этом выборе проявился его характер, именно этим он интересен.
Мы можем долго морализировать на тему, как и ради чего нужно жить, как воспитывать свой характер, как достигать цели, но при этом не достучимся до сознания подростков. А вот перед нами пример, когда девочка-старшеклассница за спокойной беседой за чашкой чая разговаривает со своим ровесником, и перед нами постепенно, без какой-либо патетики и назидательности, вырисовывается образ парня, который уже в 16 лет умеет «прочерчивать траекторию и верно двигаться по ней к желаемому результату». Каждый ли из взрослых может, не покривив душой, сказать о себе то же самое?
А после повествования о жизненном пути героя следует забавный эпизод про «варюшку». И не случайно. Это грамотный журналистский ход. Юная журналистка не впала в крайность, свойственную молодым, не ограничилась перечнем достижений героя, а нашла такой пример, такую ситуацию в его жизни, в которой ее герой становится нам понятней и ближе. И даже реальнее.
Вот он, образ положительного героя, который живет не в литературно-художественном произведении прошлого века, а здесь, рядом с нами, сейчас. И если бы зарисовки о таких мальчишках и девчонках в прессе встречались чаще, чем критические, остросоциальные тексты о подростках, которые курят, пьют, совершают преступления — может быть, картину своего будущего наша молодежь представляла бы сегодня ясней и четче…
Второй текст, представленный ниже – о Борисе Грачевском, человеке, которого хорошо знает каждый ребенок в нашей стране. И хотя этот текст не является в чистом виде портретной зарисовкой - в нем преобладают репортажные, событийные моменты, некоторые детали в нем очень портретны, они помогают сделать объемным образ героя материала.
А вот третий текст - "Воля к жизни" - уже вполне классический портретный очерк, где человек, его личность, его характер показаны в контексте эпохи.
Каких ошибок следует избегать в портретной зарисовке? Пересказывать биографию героя, перечисляя ряд похожих, однообразных действий и поступков, которые характер героя никак не раскрывают и никак не воздействуют на эмоциональное восприятие текста читателем.
Если вы считаете, что ваш герой — личность, что у него есть характер, найдите в его биографии такие факты, которые это доказывают, попытайтесь понять, чем он руководствовался, принимая то или иное решение, что думал, что чувствовал.
Расспросите его об этом в доверительной обстановке (Хотя бы за чашкой чая! Вот где вам пригодится искусство вести беседу!).
И не забудьте показать герою зарисовки ваш текст до его публикации в газете —
самый верный способ избежать фактологических ошибок и проверить, достаточно ли вы корректны — ведь человек, возможно, доверил вам очень личные моменты своей жизни, а после публикации эти личные моменты станут известны широкой аудитории.
1. М. Горький «А. А. Блок», «А. П. Чехов», «Лев Толстой» и др. (В любом издании. Можно найти на сайте Народной библиотеки Максима Горького http://maximgorkiy.narod.ru)
2. А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования. Автор и составитель - Татьяна Ковган