«Журналистика — это искусстов объяснять другим то, чего сам не понимаешь».

(Альфред Чарльз Нортклиф)

Задать вопрос VK
 
  Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
"Частная" история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

Мастера жанра

«История советской журналистики не знает более громкого имени, и слава его была заслуженной. Но, возведя публицистику на высоту, убедив читателей в том, что фельетон или очерк — искусство, он сам в это не верил. Не раз он говорил мне насмешливо и печально: «Другие напишут романы. А что от меня останется? Газетные статьи-однодневки. Даже историку они не очень-то понадобятся...»

(Илья Эренбург о Кольцове)

Михаил Кольцов (1898-1940) — русский советский публицист, журналист, писатель. Специальный корреспондент газеты «Правда». Много работал в жанре политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Яркие и острые фельетоны, очерки Кольцова являются образцами художественной публицистики.

Основатель и редактор журнала «Огонек», редактор журнала «За рубежом», член редколлегии «Правды», создатель сатирического журнала «Крокодил». Полтора года, с августа 1936 г., он провел в качестве корреспондента «Правды» на фронтах республиканской Ис-
пании. Его многочисленные репортажи и очерки того периода составили книгу «Испанский дневник». В 1938 году в своем кабинете главного редактора «Правды» по указанию Сталина Кольцов был арестован и после 13 месяцев «следствия» — пыток и истязаний в застенках НКВД — расстрелян 2 февраля 1940 года.

В творческом методе М. Кольцова особо выделяются репортажи с места событий, прием, получивший название «Журналист меняет профессию». Умение перевоплощаться в таксиста, учителя, сотрудника загса придавали его выступлениям не только яркость и образность, но и достоверность в показе жизни. Публицистические тексты Кольцова, написанные выразительным, очень точным, метким, ясным и образным языком подлинного мастера слова до сих пор могут служить настоящим учебником журналистского мастерства.

Что читать:
1. Кольцов М. Избр. произв.: В 3 т. — М., 1957.
2. Кольцов М. Испанский дневник. — М., 2005.
3. Кольцов М. Фельетоны и рассказы. Пермское книжное издательство, 1987.

______________________________________________________________________

«Масштабы всего сделанного Эренбургом во время войны, и мера того влияния, которое имела его работа на умы и сердца его военных читателей, и острота и сила его страстного
публицистического пера, и то неутомимое постоянство, с которым он писал о самых острых, самых драматических темах военных дней, — все это, вместе взятое, в соединении с его
несравненным публицистическим талантом, по праву сделало его любимцем сражающейся армии, а шире говоря — сражающегося народа».

(Константин Симонов)

«Газеты с его статьями зачитывались у нас до дыр. Перо Эренбурга воистину было действеннее автомата».

(Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян)

Илья Эренбург (1891-1967) — советский писатель, поэт, публицист. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов был военным корреспондентом «Известий». В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газет «Красная звезда», «Правда», «Известия», писал для Совинформбюро, вел активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте. За годы войны написал более полутора тысяч статей, которые вдохновляли бойцов, прививали им ненависть к врагу, морально поддерживали в тяжелые периоды. Статьи и их автор пользовались огромной популярностью: сохранились свидетельства, что газетные листы со статьями Эренбурга (в отличие от всех остальных) запрещалось пускать на курево. Адольф Гитлер считал его врагом № 2 после Сталина и лично распорядился поймать и повесить Эренбурга.

В последние годы жизни выступал как мастер литературно-критических эссе и литературного портрета. Наиболее значительное произведение последних лет — книга воспоминаний «Люди. Годы. Жизнь», в которой даны литературные портреты многих выдающихся личностей: ученых, русских и зарубежных писателей и поэтов, режиссеров, художников, советских дипломатов и др. Он описывал в том числе и те события, и тех людей, которых в советской печати того времени было не принято упоминать, поэтому публикация книги проходила в тяжелой борьбе с редакторами и цензорами. Его мемуарами зачитывалась русская интеллигенция, они сыграли важную роль в становлении мировоззрения «шестидесятников».

Что читать:
1. Эренбург И. Военная публицистика. — От советского информбюро… 1941-1945 / Публицистика и очерки военных лет. — http://www.bibliotekar.ru/informburo/index.htm
2. Эренбург И. Испанские репортажи. — http://belolibrary.imwerden.de/wr_Erenburg.htm или на сайте http://webreading.ru/sci_/sci_history/ilya-erenburg-ispanskie-reportaghi-1931-1939.html
3. Эренбург И. Люди. Годы. Жизнь. — http://belolibrary.imwerden.de/wr_Erenburg.htm

____________________________________________________________________

«У меня было ощущение, что я хожу по минному полю».

(Признание Марка Захарова после интервью с Урмасом Оттом)

«Знаете, как бывает в этом жанре? Если получается хорошо, все говорят: ой, какой у вас был изумительный собеседник, он сам сделал передачу. Если не выходит, то слышишь: на такие идиотские вопросы невозможно было лучше ответить».

(Урмас Отт)

Урмас Отт (1955-2008) — известный журналист и телеведущий, имя которого в конце 80-х стало известно всем. Самые знаменитые люди мечтали быть приглашенными на его интервью. Он был первым. До него с известными людьми на советском телевидении говорить о личном не было принято — о машинах, квартирах, заработках, разводах. Завязать «Телевизионное знакомство» с ним хотели многие звезды. Рейтинги этой программы сравнимы были с рейтингами новостей, потому что те, кого он интервьюировал, вдруг открывались с неожиданной стороны, вдруг оказывались живыми людьми, а не бронзовеющими персонажами. Он мог позволить себе разговор с примадонной не о творческих планах, успехах, а о провале, и при этом не стать врагом, а даже наоборот. Он напрямую мог спросить о том, что обсуждала вся страна, и что в устах любого журналиста выглядело бы хамством. На записях его «Телевизионных знакомств» студенты журфаков еще долго будут учиться проводить интервью.

Что читать:
Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. — М,. — 1991

____________________________________________________________________

«Журналистика — способ активно участвовать в жизни. Нас не выбирают и не назначают. Журналистом становишься в деле».

(Анатолий Рубинов, из интервью журналу «Журналист»)

Анатолий Рубинов (1924-09.05.2009) — журналист, писатель, гроза министров советской поры. Он бессменно заведовал отделом социально-бытовых проблем «Литературной газеты». Его статьи о работе почты, общественного транспорта, больниц и поликлиник, о причинах отсутствия насущных товаров, наподобие ниток и батареек, превратили «Литературную газету» — газету для школьных учителей и библиотекарей — в центральную. Мы обязаны ему тем, что повременная плата за домашний телефон была отложена почти на 20 лет, что на товарах стали указывать срок их годности. Даже тем, что газеты предупреждают о климатических изменениях на завтра… К началу девяностых годов тираж «Литературки» достиг 6,5 миллионов экземпляров. Журналистская слава Анатолия Рубинова осталась до сих пор непревзойденной.

Он изобрел новый газетный жанр, который можно назвать «честной журналистикой». Его статьи и статьи, публиковавшиеся по его отделу, не вписываются в расхожую формулировку печати как «второй древнейшей». Главным для него была защита интересов потребителя: покупателя, пассажира, пациента, клиента… Для него не существовало неприкасаемых авторитетов. После честных и принципиальных статей Анатолия Рубинова с должности снимали министров связи, здравоохранения, путей сообщения. Сотни тысяч читателей принимали самое живое участие в борьбе одного человека с советской махиной: поддерживали его письмами.

Что читать:
1. Рубинов А. Откровенный разговор в середине недели. — М., 1990 г.
2. Рубинов А. Частная жизнь журналиста. — М., 1994 г.
3. Рубинов А. Веселые похоронные истории — М., 2005 г.
4. Рубинов А. История трех московских магазинов — М., 2007 г.
5. Рубинов А. Такова еврейская жизнь — М.,2007 г.
6. Рубинов А. Секреты журналистики — М., 2008 г.
7. Рубинов А. МЫ ЖИЛИ ТАК. Необычайные приключения россиян при социализме и после — М., 2009 г.

____________________________________________________________________

«Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает».

(Анатолий Аграновский)

Анатолий Аграновский (1922-1984) — известный советский журналист, очеркист газеты «Известия». Многие яркие публицисты периода перестройки называли себя его учениками.
Студенты, официанты, летчики, учителя и врачи — герои очерков Аграновского. Многие из его героев были до знакомства с журналистом вполне рядовыми людьми, иногда не понятыми на местах, иногда просто гонимыми… После публикаций Анатолия Абрамовича его герои становились Героями, академиками, лауреатами. Но они интересовали его не как герои Социалистического труда, несмотря на эпоху, в которую жил и писал очеркист, а как простые люди со своими простыми проблемами.

Что удивительно, его произведения об этих людях с огромным интересом читали миллионы людей, министры красным фломастером подчеркивали важные для них места и созывали коллегию. Ведь Аграновский не просто писал о людях, он брал довольно
серьезные для страны проблемы, вскрывал их, расписывал во всех деталях, во всех нюансах. Несмотря на собственное четкое и вполне конкретное отношение к рассматриваемому вопросу, читателям он предлагал несколько взглядов на проблему, предоставляя возможность самостоятельно определиться с позицией.

Язык Аграновского очень прост, его произведения легко читать. Плавная речь, часто простые или, по крайней мере, не осложненные предложения. И в голову не приходит, что практически каждое слово здесь неслучайно. Все свои очерки публицист писал, тщательно обдумывая каждую фразу.

Что читать:
1. Аграновский А. Избранное. Очерки, фельетоны, статьи. — М., 1980.
2. Аграновский А. Сокращение аппарата. — «Известия». — http://www.izvestia.ru/hystory/article3127398
3. Аграновский А. Столкновение. — «Российская газета» — http://www.rg.ru/2007/03/13/agranovsky.
html

Наверх

 
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования.
Автор и составитель - Татьяна Ковган
Контакты:
kovgantv@yandex.ru
г. Красноярск, ул. Семафорная, 227а
МБОУ СОШ № 6
Пресс-центр «Шестой квартал»
Список всех журналистских работ школьников,
опубликованных на сайте

© При перепечатке авторских материалов,
не содержащих ссылки на другие источники,
ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz