Давайте сразу договоримся, что применительно к детской прессе мы не будем употреблять название жанра путевого очерка, остановимся на более скромной
формулировке — путевые заметки. Так будет правильнее. Но, изучая этот жанр, будем все-таки ориентироваться на классические образцы жанра путевого очерка.
Итак, перед нами путевые заметки — описание определенных событий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего путешествия, объединенные общей темой. Причем автор описывает не все подряд, что он видел на своем пути, он избирателен. Его интересуют только то, что связано с российской рок-культурой. Автор мог бы выбрать и другую тему, например, архитектурные памятники, и тогда писал бы
только об архитектурных памятниках. Или только о художественных музеях. Или об особенностях ритма жизни посещенных им городов. Или о каких-то несуразностях
современного градостроительства. Или (возвращаясь к молодежной тематике) об особенностях молодежных субкультур в различных городах. Тем — множество, и вы-
бор зависит от интересов и личных пристрастий автора.
В данном случае автор назвал свой текст «Путешествие в стиле рок» и четко следует этой теме, отказываясь от всего, что за рамки темы выходит. Таково правило жанра, и
автор этому правилу следует.
Так или иначе, но журналисту, пишущему в жанре путевого очерка, приходится отбирать самое интересное, самое важное.
Что посчитать самым интересным и важным — зависит от авторского замысла. Все, что не входит в авторский замысел, не попадает в тему — остается в блокноте (компьютере) журналиста и ждет своего часа: наверняка, когда-нибудь эту информацию вы сможете использовать. Лет через пять-десять. И, может быть, даже в другом жанре. Слишком долго ждать? За свою практику каждый профессиональный журналист накапливает большое количество такого материала, который до поры до времени остается невостребованным, но в определенный момент, по мере накопления, выстреливает, как то самое чеховское ружье, позволяет журналисту браться за серьезные темы, требующие анализа большого количества фактов и серьезных обобщений.
Но вернемся к путевым заметкам. Сам факт перемещения журналиста во времени и в пространстве позволяет сделать этот жанр динамичным, легко читаемым, разбить текст на небольшие части, каждую со своим подзаголовком, что особенно важно для подростковой аудитории, которая не любит читать большие глыбы текста.
Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора), создающие эффект присутствия, позволяют читателю стать эмоциональным соучастником путешествия.
1. А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
2. Авторов, прославивших путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX: А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум», А. Н. Радищев «Путе
шествие из Петербурга в Москву», А. П. Чехов «Остров Сахалин», И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада».
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования. Автор и составитель - Татьяна Ковган