Сатирические и юмористические жанры
«Смех внешне не стремится к истине. Напротив, нарочито искажает мир. Но в скрытом и глубинном плане смех активно заботится об истине; не разрушает мир, а экспериментирует над миром и тем самым деятельно его исследует».
(Д. С. Лихачев)
Чувство юмора часто называют седьмым чувством. Оно либо есть, либо его нет. Но ироничный журналист должен обладать этим чувством не просто на бытовом уровне. Как часто мы сталкиваемся с тем, что кто-то интересно и смешно рассказывает о каких-то событиях, но как только рассказ переносится на бумагу, слова теряют свою живость, отточенность, остроту, смешная история становится скучной.
А журналисту, пишущему в ироничных жанрах, нужно не только смешно рассказать о смешном, но еще и уметь посмотреть на действительность каким-то иным взглядом, с какого-то иного ракурса, чтобы увидеть смешное или абсурдное в привычном повседневном окружении.
Иногда сам характер темы, факта, выбранного журналистом в качестве объекта своего публицистического выступления, подразумевает использование иронического жанра. К примеру, все жители города давно знают о том, что у нас есть улицы Гипсовая, Алюминиевая, Шинная… Но чтобы увидеть в этом ТЕМУ для публицистического выступления да еще и подать ее с мягким грустным юмором под ироничным заголовком «От их названий ласковых становится светлей…» — для этого нужны либо способность видеть обычные вещи с необычной точки зрения, либо, что для начинающего журналиста более характерно, какая-то непривычная ситуация, в которой впервые человек оказлся.
Такой непривычной ситуацией, позволяющей увидеть в обыденном смешное, может стать для старшеклассника поход в военкомат, первый трудовой опыт, неожиданное происшествие и т. д.
Но у иронии есть свои табу, о которых нельзя забывать. Есть факты, которые нельзя высмеивать, например, трагические события, гибель людей. В любом случае, иронию нужно выдавать в дозированной форме, соотносить ее количество с ясностью и четкостью изложения и с реальным масштабом зла, ставшего объектом журналистской критики.
Смех для журналиста — это не самоцель, а способ донести свою мысль до читателя, рассказать нам о том, в чем он хочет сделать окружающую реальность чуть-чуть лучше.
________________________________________________________________________________________
Что читать:
1. А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
2. М. Шостак. Ироничный журналист. — «Журналист», № 5 1999. — с. 59-62.
________________________________________________________________________________________
Публикации школьников, написанные в сатирических жанрах:
2. Денис Волошин "Поход в военкомат или кого не берут в солдаты"
3. Илья Тупеко "Сказ о богатыре русском ИВАНЕ ДУБИНЫЧЕ и знатном боярине МИНИСТРЕ ГОРЫНЫЧЕ" |