«В наши дни обеление совершается преимущественно с помощью чернил».

(Джордж Прентис)

Задать вопрос VK
 
  Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
"Частная" история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

Репортаж

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать. К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать «шедевры» репортажного творчества, созданные по принципу «что вижу, о том пишу».

Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк «Роев ручей» может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых. При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственно наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей.

«Говорящие детали» — это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то аспектах, уточнить детали, помочь осмыслить происходящее.

Итак, своеобразие репортажа, прежде всего, в том, что журналист, работающий в этом жанре, в первую очередь применяет развернутый метод наблюдения и фиксирует в тексте ход события и его результаты. Его основная задача — дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия». А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают. А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события (включать в репортаж элементы интервью).

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не погрузиться в длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» — коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» — если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид — это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями.

_______________________________________________________________________________________

Что читать:

1. М. Шостак. «Картинки» репортера. — «Журналист». — № 4, 1999. (Журнал «Журналист» можно найти в краевой научной библиотеке в отделе ретро-периодики).

2. М. Шостак. Журналистика новостей. — «Журналист». — № 8, 1997. (Это для тех, кто хочет разобраться в том, что такое информационный лид, и научиться его писать).

3. А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

4. Л. А. Васильева. Делаем новости! — М.: Аспект-Пресс, 2003.

______________________________________________________________________________________

Репортажи школьников, опубликованные в городских СМИ

1. Петр Дерягин. "PAIN" в Красноярске - это было "больно"! Под песни "PAIN" зал ревел, рычал и грохотал (Репортаж с концерта металл-группы).

2. Юлия Давыдович. В омуте. Трясина псевдореального счастья (Религиозные секты. Репортаж из эпицентра событий).

3. Марина Лаптева. Записки из детского дома (Как живется малышам без родителей. О чем они думают, о чем мечтают.)

4. Анастасия Гаврилова. С любовью к животным (Репортаж из ветеринарной клиники).

5. Денис Волошин. Романтика бала, камзол напрокат и рыцарь Ордена Подвязки (Как попасть на настоящий бал? Фантастика? Нет, все очень просто).

 
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования.
Автор и составитель - Татьяна Ковган
Контакты:
kovgantv@yandex.ru
г. Красноярск, ул. Семафорная, 227а
МБОУ СОШ № 6
Пресс-центр «Шестой квартал»
Список всех журналистских работ школьников,
опубликованных на сайте

© При перепечатке авторских материалов,
не содержащих ссылки на другие источники,
ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz