«Одним умом журналист не может быть журналистом: ему необходимо еще осознание своей ответственной миссии в обществе».

(Валерий Аграновский)

Задать вопрос VK
 
  Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
"Частная" история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

Есть проблема!

Можно от факта идти к проблеме, а можно, обозначив проблему, исследовать ее, подбирая и нанизывая факты один за одним, доказывая и развивая свою мысль.

В аналитической журналистике одним из ключевых является жанр статьи (статья как жанровая форма — это не любой опубликованный текст, а очень сложный аналитический жанр). Жанр этот подразумевает анализ ситуации, процессов, явлений общественной жизни с целью выявить определенные закономерности и связи, определить их политическую, экономическую, общественную значимость, причины сложившейся ситуации, основные тенденции и закономерности развития.

Жанр этот под силу только опытному журналисту-аналитику, поскольку требует досконального знания за явленной проблемы, умения оперировать большим числом фактов, мнений. Разумеется, написать полноценную статью журналист-старшеклассник едва ли сможет, даже если и обладает аналитическим складом ума. Но выбрать для исследования какую-то проблему и найти определенные факты в доказательство своей мысли он может вполне.

Какие факты может использовать школьник в своем журналистском исследовании? Фактов, которые встреча ются ему в жизни, скорее всего, окажется мало для развернутого анализа и глобальных обобщений, которых требует аналитический жанр.

Можно и нужно использовать мнения заинтересованных лиц (детей, подростков, взрослых, педагогов, психологов, социологов, специалистов в разных областях деятельности — как правило, взрослый не отказывается, когда ребенок просит его прокомментировать ту или иную проблему, если он, как специалист, в этой области компетентен).

Далее, такими фактами могут быть документы: законы, опубликованные отчеты о деятельности каких-то организаций, данные статистики, публичные выступления известных лиц. Чем больше фактов вы привели, чем больше источников использовали, тем более доказательна ваша позиция.

Остается только логически выстроить материал таким образом, чтобы не запутаться в большом количестве фактов, не уйти далеко от темы, чтобы читателю было интересно следить за ходом ваших рассуждений и доказательств,
мыслить вместе с вами.

Ну как вам такая задачка?

А есть более простой аналитический жанр - проблемная корреспонденция. Когда журналист не пытается обобщать большое множество проблемных фактов, а берется решить одну конкретную, но значимую для определенного сообщества проблему.

Например, школьникам в ближайшем ларьке продают сигареты и спиртное. Мы уже рассматривали эту проблему, изучая жанр эксперимента. А вот другой подход: обратьться в соответсующие инстанции, например, в торговый отдел районной администрации, где эта торговая точка зарегистрирована. Не помогло? Тогда следующий этап - городская администрация.

Думаете, никто всерьез не обратит внимания на мнение детей? Ошибаетесь. Если вы хотите добиться справедливости, причем, в соответсвии с законом, то сможете сделать не хуже, чем взрослые. Об этом текст "Ларькам закон не писан?" Только для этого, прежде чем написать текст, придется совершить некоторые действия, обратиться в официальные учреждения, почитать законы.

Так что выходит на деле, что этот жанр не так уж и прост.

________________________________________________________________________________________

Что читать:

А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000. (Читайте в главе «Характеристи ка аналитических жанров» о жанрах «Статья» и «Проблемная корреспонденция»).

________________________________________________________________________________________

Публикации школьников, написанные в проблемных жанрах:

1. Анастасия Алешина "Жизнь В Контакте"

2. Ангелина Кириллова "Ученик - учитель: В ЗОНЕ КОНФЛИКТА"

3. Оксана Лужникова "Ларькам закон не писан?"

 
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования.
Автор и составитель - Татьяна Ковган
Контакты:
kovgantv@yandex.ru
г. Красноярск, ул. Семафорная, 227а
МБОУ СОШ № 6
Пресс-центр «Шестой квартал»
Список всех журналистских работ школьников,
опубликованных на сайте

© При перепечатке авторских материалов,
не содержащих ссылки на другие источники,
ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz