Есть проблема!
Можно от факта идти к проблеме, а можно, обозначив проблему, исследовать ее, подбирая и нанизывая факты один за одним, доказывая и развивая свою мысль.
В аналитической журналистике одним из ключевых является жанр статьи (статья как жанровая форма — это не любой опубликованный текст, а очень сложный аналитический жанр). Жанр этот подразумевает анализ ситуации, процессов, явлений общественной жизни с целью выявить определенные закономерности и связи, определить их политическую, экономическую, общественную значимость, причины сложившейся ситуации, основные тенденции и закономерности развития.
Жанр этот под силу только опытному журналисту-аналитику, поскольку требует досконального знания за
явленной проблемы, умения оперировать большим числом фактов, мнений. Разумеется, написать полноценную статью журналист-старшеклассник едва ли сможет, даже если и обладает аналитическим складом ума. Но выбрать для исследования какую-то проблему и найти определенные факты в доказательство своей мысли он может вполне.
Какие факты может использовать школьник в своем журналистском исследовании? Фактов, которые встреча
ются ему в жизни, скорее всего, окажется мало для развернутого анализа и глобальных обобщений, которых требует аналитический жанр.
Можно и нужно использовать мнения заинтересованных лиц (детей, подростков, взрослых, педагогов, психологов, социологов, специалистов в разных областях деятельности — как правило, взрослый не отказывается, когда ребенок просит его прокомментировать ту или иную проблему, если он, как специалист, в этой области компетентен).
Далее, такими фактами могут быть документы: законы, опубликованные отчеты о деятельности каких-то организаций, данные статистики, публичные выступления известных лиц. Чем больше фактов вы привели, чем больше источников использовали, тем более доказательна ваша позиция.
Остается только логически выстроить материал таким образом, чтобы не запутаться в большом количестве фактов, не уйти далеко от темы, чтобы читателю было интересно следить за ходом ваших рассуждений и доказательств,
мыслить вместе с вами.
Ну как вам такая задачка?
А есть более простой аналитический жанр - проблемная корреспонденция. Когда журналист не пытается обобщать большое множество проблемных фактов, а берется решить одну конкретную, но значимую для определенного сообщества проблему.
Например, школьникам в ближайшем ларьке продают сигареты и спиртное. Мы уже рассматривали эту проблему, изучая жанр эксперимента. А вот другой подход: обратьться в соответсующие инстанции, например, в торговый отдел районной администрации, где эта торговая точка зарегистрирована. Не помогло? Тогда следующий этап - городская администрация.
Думаете, никто всерьез не обратит внимания на мнение детей? Ошибаетесь. Если вы хотите добиться справедливости, причем, в соответсвии с законом, то сможете сделать не хуже, чем взрослые. Об этом текст "Ларькам закон не писан?" Только для этого, прежде чем написать текст, придется совершить некоторые действия, обратиться в официальные учреждения, почитать законы.
Так что выходит на деле, что этот жанр не так уж и прост.
________________________________________________________________________________________
Что читать:
А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. —
М.: Аспект-Пресс, 2000. (Читайте в главе «Характеристи
ка аналитических жанров» о жанрах «Статья» и «Проблемная корреспонденция»).
________________________________________________________________________________________
Публикации школьников, написанные в проблемных жанрах:
1. Анастасия Алешина "Жизнь В Контакте"
2. Ангелина Кириллова "Ученик - учитель: В ЗОНЕ КОНФЛИКТА"
3. Оксана Лужникова "Ларькам закон не писан?"
|