«Частная» история или общественно значимая проблема?
О жанре приведенной ниже группы публикаций можно спорить: одни авторы учебников по журналистике рекомендуют называть такие работы аналитическими корреспонденциями, А. А. Тертычный, к примеру, выделяет для них отдельный жанр — житейская история.
Определенные черты — выбор истории, достаточно типичной для нашего сегодня, попытка показать мысли и чувства героя, совершающего определенный поступок — в какой-то степени сближают эти работы с жанром проблемного очерка, хотя таковыми, конечно же, еще не являются.
Героями этих публикаций являются молодые люди, подростки, столкнувшиеся с какой-то жизненной проблемой.
Таких историй и судеб вокруг нас множество. Как понять, годится ли ваша история стать темой публицистического выступления?
Всегда обращайте внимание на то, является ли ваша история типичной для сегодняшней жизни и несет ли в себе социальный смысл. То есть, сможете ли вы через эту историю выйти на такой уровень обобщения, когда она (эта история) станет поводом по
говорить с читателями о каких-то важных проблемах, актуальных и значимых для них.
История несчастной подростковой любви, закончившаяся суицидом, так может и остаться просто несчастной историей с плохим концом, каких множество вокруг нас. Зачем о ней писать? Чтобы разжалобить читателя? А с какой целью? Иной юный читатель, прочитав такую трогательную историю, еще чего доброго подумает: «А ведь и у меня в личной жизни все тоже очень плохо», — и тоже выйдет в окно. Получается, не так уж и безобидны такие публикации. А вот если в вашей истории главный герой, который все-таки выжил, расскажет, как он теперь очень хочет жить, как он нашел свой смысл и как раскаивается в том, что сделал, потому что всего этого happy end'а могло
и не быть — тогда в вашей истории появляется смысл.
Житейская история, которую вы взяли темой своей публикации, не должна просто пугать читателя: мол, испугается, и никогда такого не повторит… Страх кричит: «Нельзя!», — но не учит правильным поступкам, не рождает положительных образцов.
Автору нужно найти позитивные моменты в истории, которую он описывает, а если этих позитивных моментов в ней нет, то найти другую, похожую историю, но в которой герой нашел выход, решение проблемы, приемлемое и для него, и для общества с точки зрения нравственности и справедливости. Тема может быть любой: белые вороны, национальные отношения в детской среде, подростковая жестокость, законы улицы, отношения с родителями, вредные привычки, наркомания, проблемы в школе и т. д.
Главное — не забывать о том, что в каждом таком тексте должен быть свет в конце туннеля, выход. Журналист, даже начинающий, должен чувствовать свою ответственность за каждое опубликованное слово, за ту картинку мира, которую он создал на газетной полосе, ведь эта картинка может оказаться очень убедительной для его ровесников.
Особый случай, когда цель журналиста — привлечь внимание определенных организаций, или социальных служб, или в целом общественности к судьбе какого-то человека с целью помочь ему, например, собрать деньги на дорогостоящую операцию, помочь получить материальную помощь, положенную по закону, наказать виновных. Тогда журналист может и не делать никаких обобщений, ведь его цель здесь иная — не обратить внимание общественности на важную для общества проблему, а помочь конкретному человеку или конкретным людям.
Поднимая такие житейские темы на страницах газеты, нельзя забывать о том, что человек, о котором вы пишете, должен быть согласен на публикацию личной информации о нем. Это его право, закрепленное в Конституции РФ и Законе РФ «О средствах массовой информации».
Кроме того, журналисту следует руководствоваться правилом «не навреди своему герою, даже из самых искренних побуждений». Иногда, когда ситуация достаточно типична и могла произойти в любом городе страны (для нас более актуально — в любой школе, в любом классе), и когда эта ситуация является поводом, чтобы поговорить о вещах очень важных и значимых для аудитории, — журналист изменяет имя главных героев, не указывает их фамилий.
Иногда этот прием срабатывает на все сто. Например, после одной из публикаций в школьной газете на тему «белых ворон» — в ней рассказывалось о судьбе мальчика, ставшего жертвой жестоких насмешек одноклассников — вся школа буквально гудела: в пресс-центр приходили ребята из разных классов и спрашивали: «Это про наш класс написано?» Публикация попала в самую точку, подняла очень актуальную проблему, заставила детей задуматься о жестокости их поступков.
Публикация заставила думать… А ведь Валерий Аграновский писал, что журналист должен идти к читателю «с мыслью и за мыслью».
________________________________________________________________________________________
Что читать:
А. А. Тертычный. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000. (Все, что касается аналитической корреспонденции, житейской истории, очерка).
________________________________________________________________________________________
Публикации школьников, написанные в жанре "частной" истории:
3. Кристина Федякова "Борьба за жизнь. Так можно охарактеризовать жизнь людей, попавших в зависимость от азартных игр"
4. Екатерина Федякова "Бригада"
5. Максим Калугин "Изгой - это судьба"
6. Яна Несмачная "Он виноват в том, что появился на свет" |