Борис Грачевский:
«Если не смешной, то веселый наверняка!»
Дети... Родители... Учителя... Ещё дети, дети, дети... Господи, народу-то сколько... Кто-то борется за лучшее место, кто-то высматривает кадры сквозь объектив фотоаппарата. Становится жутковато. Но стоп. Главное - помнить о цели. Я должен всё увидеть. Всё почувствовать. Включаю диктофон - хруст плёнки успокаивает. Примерно с таким настроением началась операция под кодовым названием «Ералаш».
Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, всё вокруг совершенно изменилось! Будто и в помине не было ни «училок», замученных детьми, ни «писак» с устрашающим арсеналом вопросов, ни вечно орущих учеников... Зал оказался наполнен Детьми. Теми самыми - Мальчишками и Девчонками! Как вот уже 30 лет «Ералаш» объединяет всех - от мала до велика, приковывая к голубым экранам людей, так его Основатель сегодня создаёт то же самое волшебство прямо у меня на глазах.
Борис Грачевский – человек, воспитавший не одно поколение, художественный руководитель журнала «Ералаш», а впрочем, как он сам себя называет, просто Дядя Боря, посетил наш город в честь 100-летия Дома кино. Встреча получилась интересной.
Кажется, вперёд него на сцене появилась его улыбка. Когда мы готовились к встрече, мы обсуждали, какое фото должно появиться на обложке. Хотелось найти крупный улыбающийся портрет Грачевского. Полезли искать в интернет и поразились тому, что искать ничего не пришлось. Со всех без исключения фотографий на нас смотрел чрезвычайно улыбчивый человек. Выбор оказался мучителен.
Первой частью мероприятия оказалась увеселительная программа для детей с играми и шутками, однако и взрослые повеселились не меньше. Смеялся даже очень солидного вида звукорежиссёр, всем своим видом извиняясь, если что-то шло не так. Когда микрофон издавал звук расстроеной скрипки, Борис Юрьевич профессионально выходил из ситуации, сообщая детям, что это просто кто-то в ухо свистнул.
В заключение Грачевский рассказал об истории киножурнала и закончил речь словами:
- А теперь «Ералаш»!
- Как?!- воскликнул я, - И это всё?!
Но свет уже погас, засветился экран, и зазвучала родная всем российским детям песня. Как же заманчиво это выглядело… Но долг журналиста велел мне действовать. В следующее мгно
вение Борис Юрьевич после неуспешной попытки бегства оказался в заключении толпы с камерами, микрофонами и блокнотами в холле кинотеатра.
Как будто подменили. Из добродушного дядьки Грачевский превратился в опытного железного руководителя. После раздражённой речи в адрес работников телевидения за то, что всей толпой во время сеанса повалили из зала, оттаивает и приступает к вопросам. Мастерски отбивая подачи журналистов, на вопрос: «Как вам красноярские дети?», отвечает: «Такие же, как и везде. Добрые, открытые. Правда, вот жалко, что новых “Ералашей” не видели совсем...» Обещает разобраться. На вопрос о современных детях говорит, что стали умнее гораздо. «Раньше для 10-летних снимали, а теперь и 5-летние смотрят и всё понимают», что юмор стал жёстче, но в целом так же любят, так же обижаются, так же смеются. Рассказал, что ещё и свой новый фильм нам привёз, но что-то не получилось, и просмотр не состоится.
- Как!? - снова воскликнул я, как будто вместо «Ералаша» по телевизору поставили скучный выпуск новостей. На что Дядя Боря лишь беспомощно развёл руками...
Но, о чудо! Администраторы Дома кино отменяют сеанс по расписанию и отдают зал для просмотра нам! Борис Грачевский показывает свой фильм для 10 человек, и среди них - я! Вот это да! Радости моей не было предела, ведь обо всём этом я смогу рассказать вам, драгоценнейшие мои.
Фильм называется «Крыша». «У кого-то поехала? Нет. Про бандитов? Да нет же. Просто крыша», - объясняет Грачевский. Как оказалось, фильм совсем не детский и не по-ералашному серьёзный. История основана на реальных событиях. Про трёх девочек, которые из-за проблем с родителями оказываются на краю той самой крыши. Но, вопреки сценарию, финал Грачевский делает счастливым и жизнеутверждающим. «Мы будем жить, и никто нам в этом не помешает», - произносит одна из героинь в конце. Фильм заставляет задуматься. Всем советую посмотреть.
После просмотра мы были приглашены в гримёрную к мэтру для обсуждения картины. Борис Юрьевич гордо рассказывает интересные факты, затем включает на ipod`е музыку из фильма и страстно дирижирует, поясняя каждый момент и подпевая инструментам, время от времени поглядывая на нашу реакцию. «Я 60 лет хотел снять большое кино. И вот я это сделал!» - заявляет Грачевский.
В общей сложности наша встреча заняла 5 часов. Каким же разным представал перед нами Борис Грачевский... Весёлым, серьёзным, горделивым, по-детски наивным... Но что я точно понял, всегда верным и безумно любящим своё дело. У него даже заставка и мелодия на телефоне в стиле «Ералаш».
Усталый и довольный завершаю операцию. Подхожу к Борису Юрьевичу, жму ему руку и говорю:
- Спасибо Вам за «Ералаш».
- А за «Крышу»? - слегка обидевшись, спрашивает большой ребёнок - Дядя Боря.
Фёдор Парасюк,
Школа № 6
Фото Нины Хендогиной
Страшные истории
от Бориса Грачевского, рассказанные им самим
О том, как снималась история «Страшная сказка»
Сюжет: старший брат кормит младшую сестренку манной кашей и рассказывает ей страшную историю о том, как волк съел Красную Шапочку.
А чтобы сестренка не забывала кушать кашу, все время повторяет:
- Жуй, жуй, глотай!
И когда он уже всю кашу ей в рот запихал, сказка подходит к концу:
- Прибежали охотники, распороли волку живот, а оттуда вышли целые и невредимые бабушка и внучка.
На что девочка хитро так говорит:
- Значит, волк не прожевал…
Сюжет идет всего 3 минуты. Но снимали его три дня. И все эти три дня маленькой девочке, которая играла роль сестренки, приходилось с утра до вечера ложка за ложкой есть противную манную кашу…
С тех пор прошло много лет, девочка выросла, но манную кашу она не ела больше никогда!
О том, как снималась история «Шутники»
Сюжет: два мальчишки уронили мяч в колодец. Чтобы достать его, один другого спускает вниз на подтяжках. Тот, который остался наверху, держит друга из последних сил, а который висит вдруг начинает хохотать.
- Чего смеешься? – спрашивает первый.
- А представь, если я сейчас подтяжки отпущу, как они тебе по лбу треснут!
Тот, что наверху, разозлился и отпустил его - мальчик падает в воду с головой. Обиженный, вылезает со словами:
- Что ты, шуток не понимаешь?
- Теперь представьте, - рассказывает Борис Грачевский, - каково было артисту, которому нужно было упасть в колодец. Лететь вниз недалеко, метра два-три, но под воду герою надо уйти с головой. Мы, взрослые люди, отвечаем за этого мальчишку и должны были учесть самый худший вариант. Сделали сложнейшую конструкцию: наш ассистент мгновенно его опускал вниз и так же мгновенно поднимал наверх.? Несколько раз отрепетировали, правда, не с мальчиком, а со взрослыми, затем началась съемка. Внимание, мотор! Мальчик ныряет - у нас на секунду останавливается сердце. Кажется, что эта секунда длится вечность. Вдруг парнишка выныривает и вместо фразы: «Ты что, шуток не понимаешь?» - кричит радостно: «Во! Классно-то как!» А мы забыли его предупредить, что воду в колодце подогрели. Вода ведь в колодце ледяная, а мы не звери. Вот он еще пять раз с удовольствие в эту воду бухнулся. А на шестом дубле выныривает и орет: «Вы что, с ума сошли, я в такой кипяток больше нырять не буду». Оказалось, что человек, который отвечал за температуру, слегка погорячился, и вода была ну уж очень теплая. Слава Богу, обошлось без ожогов.
Самое страшное, что может случиться на съемочной площадке
Самый сложный кадр, который приравнивается к самому настоящему каскадерству - иногда детям приходится целоваться!
Это взрослых за уши не оттянешь, а когда тебе 7 – 8 - 9 лет… а вокруг стоят взрослые…
Это вообще кошмар!
|