«Задача журналиста, ведущего скандальную хронику, заключается в том, чтобы писать о вещах, которые совершенно его не касаются».

(Луис Кроненбергер)

Задать вопрос VK
 
  Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
"Частная" история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

Словарь журналиста

По материалам: Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 116 с

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
– способ получения информации, при котором «журналист меняет профессию», т. е. в течение определенного времени исполняет иные социальные роли для более глубокого проникновения в суть явлений и проблем.

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
– каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1. название издания;
2. учредитель (соучредитель);
3. фамилия, инициалы главного редактора;
4. порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5. индекс – для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6. тираж;
7. цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
8. адреса редакции, издателя, типографии.

ДАЙДЖЕСТ
– (англ. digest – сборник) 1. Краткое изложение; обзор (ранее опубликованных книг, газетных материалов). 2. Периодическое издание, перепечатывающее материалы из других средств массовой информации, а также иных источников.

ДИСКУРС
(англ. dicourse – рассуждение (письменное или устное); лекция, доклад, речь. Способ организации или конструирования знания о каком-нибудь предмете или явлении; набор идей, образов, практик, которые задают сами формы знания, способы их обсуждения и связанного с ними поведения. Д определяет, какие знания или практики приемлемы по отношению к конкретному предмету, виду деятельности или социальному институту; какие утверждения являются истинными, а какие ложными.

«ЖЕЛТАЯ» ПРЕССА
– термин родился в Х1Х веке в Европе. Тогда для издания газет использовалась низкокачественная бумага желтого цвета, снижавшая стоимость газет и обеспечивавшая тем самым их массовость. Впоследствии эпитет «желтая» сопровождает популярные, массовые издания, формулу успеха у читателей которых вывел один из отцов основателей жанра Аксель Шпрингер: «Чужая постель, чужие деньги, чужая смерть». Основное содержание: сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. «Подогреть, вскипятить и сдобрить изюминкой» – принципы германской газеты Bild Zeitung, описанные в книге Гюнтера Вальрафа «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером». Характерные особенности этого типа прессы: преувеличение, использование превосходных степеней; крупные, кричащие, интригующие заголовки; основные темы – ужасы, мистика, убийства, частная жизнь известных людей; обилие иллюстраций, коллажей; систематическое использование обнаженной натуры; конфликтная, агрессивная форма подачи материала; употребление сниженной лексики.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД
– мотив появления в газетах, на радио и телевидении информации; основная причина, объясняющая выбор жизненного материала для опубликования; диктуется, как правило, общественной значимостью информации. Если сообщение о фактах, явлениях, событиях способно вызвать изменения в знаниях, мнениях взглядах преобладающей части аудитории данного средства массовой информации, то такой материал выходит в свет или эфир.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
– гражданин, физическое лицо, в силу своего положения и полномочий располагающий сведениями, которыми интересуются средства массовой информации.

ИНФОТЕЙМЕНТ
– от англ. information и entertainment) – развлечение информированием, «информируя, – развлекай». Следуя этому способу подачи материала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, «серьезные» темы, – занимательные детали и сюжеты.

КОСВЕННАЯ РЕКЛАМА
– размещение в средствах массовой информации рекламных материалов под видом журналистских.

КОНЦЕНТРАЦИЯ СМИ
– сосредоточение в руках одного владельца (учредителя) нескольких разнотипных средств массовой информации, что приводит к монополизации информационного рынка.

КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА
– печать (телевидение, радиовещание) предприятий, промышленных холдингов и компаний, корпораций. Учредителями КП выступают, как правило, руководящие структуры предприятий и организаций.

ЛИБЕРТАРНАЯ (ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ) ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ
– главная цель средств массовой информации (согласно этой теории) – помогать найти истину и способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения. Существенное условие для этого – свобода от контроля и давления правительства. Аудиторию позволительно снабжать информацией и мнениями, часть из которых может быть правдивой, другая – ложной, а третья содержать и то, и другое. При этом публика «переваривает» всю информацию, отвергает то, что противоречит общественным интересам и принимает то, что служит интересам личности и всего общества. Каждый, у кого есть что сказать, имеет возможность высказаться, независимо от того, правильно его мнение или ложно, – это может решить только публика. Сторонники л. теории – против государственной поддержки СМИ, поскольку это ведет к контролю содержания журналистских материалов. Л. теория вместо государственного контроля предлагает иное: контроль неформального типа, посредством «возвращения к истине» через свободную конкуренцию на рынке информации, мнений, идей. Право и обязанность прессы – служить инструментом внесудебного контроля над правительством. Пресса удерживает государственных чиновников от злоупотреблений и превышения власти. Она – сторожевой пес демократии, всегда готовый обнаружить и разоблачить любой произвол или авторитарные действия. Чтобы справиться с этой функцией, прессе следует оставаться совершенно свободной от контроля и влияния тех элементов, от которых она призвана оберегать демократию.
См.: Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. Четыре теории прессы. М., 1998.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
- выдача Федеральной комиссией по телерадиовещанию разрешения на вещание с использованием технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания.
ЗРФ «О СМИ»

МАСС-МЕДИА
– (англ. – mass media ) – средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения). Один из синонимов термина«средства массовой информации».

МАССИФИКАЦИЯ
– формирование массового сознания различными средствами, в том числе СМИ.

МЕДИАКРИТИКА
– особая сфера журналистики, где предметом оценки, анализа и критики становятся средства массовой информации. Медиакритика способствует конструктивной внутрицеховой самокритике, выработке обще-профессиональных журналистских стандартов, формированию профессионально-этических норм, утверждению демократических установок в общественном сознании, знакомству широкого круга людей с природой, местом и ролью журналистики в обществе.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
– «Репортеры без границ». «Международный Институт Прессы» (I.P.I). «Форум Свободы» (FreedomForum). «Международная Федерация Журналистов».

МОНИТОРИНГ
– (англ. monitor– контролировать, проверять качество теле или радиопередачи) – контроль различных процессов в общественной и профессиональной сферах. Целью мониторинга «Фонда защиты гласности», например, является фиксация, а затем информирование общественности о нарушениях, связанных с деятельностью журналистов и средств массовой информации.

МНОГОТИРАЖНАЯ ГАЗЕТА
– периодическое издание (преимущественно газета), издающееся на предприятиях, в учебных заведениях, в иных организациях. Учредителем выступает, как правило, администрация. На самом деле эти газеты следовало бы называть «малотиражными», т.к. по количеству копий они значительно уступают городским, районным и, тем более, областным газетам.

НЬЮСМЕЙКЕР
– (англ. newsmaker) – личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики. Ньюсмейкерами всегда становятся люди, которые принимают решения, касающиеся многих других; персоны, привлекающие своей деятельностью, работой внимание, выступают авторитетом, предметом поклонения значительного количества людей.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
– один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы.
ФС

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
– (англ. public relations) – 1. Связи с общественностью. 2. Служба связи с общественностью.
«PublicRelations» – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности (Сэм Блэк, 1990). Паблик рилейшнз – управленческая функция, которая помогает определить цели и философию организации, содействовать адаптации к изменениям в ее работе. Практики ПР устанавливают связи со всеми необходимыми и значимыми деятелями для согласования целей организации и ожиданий общественности, они развивают, осуществляют и оценивают программы организации, которые продвигают влияние и понимание между организацией и общественностью*.
* Otis Baskin, Craig Aronoff. Public Relations.Iowa. Wm.C.Brown Publishers. 1988.

ПРАВИЛО ПЯТИ W
(англ. Who? What? Where? When? Why?) – основной стандарт при подготовке информационных материалов для газет, телевидения и радио, заключающийся в том, что журналист в материале дает ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?

СЕНСАЦИЯ
– 1. Сильное, ошеломляющее впечатление от какого-либо события, известия. 2. Событие, сообщение, производящее такое впечатление.(СРЯ)

СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
– группа вещательных станций, объединенных контрактом с центральным каналом (станцией) и ведущих одновременно трансляцию одних и тех же программ; группа периодических изданий, распространяемых в различных регионах страны, реализующих единую содержательную и экономическую концепцию центрального (головного) издания.

СОБСТВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
– журналист, работающий не в центральном аппарате издания (канала, станции), а в конкретном регионе, информацию из которого он и поставляет для выхода в свет или в эфир.

СТРИНГЕР
– (англ. stringer) – внештатный корреспондент; репортер, получающий плату за объем представленного материала. Часто в качестве стрингеров выступают местные (freelance– свободные) журналисты, их услугами пользуются средства массовой информации и информационные агентства, по тем или иным причинам не посылающие на место событий штатных, специальных корреспондентов.

УЧРЕДИТЕЛЬ
– тот, кто принимает участие в организации чего-либо, основатель*. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства*.*
* СРЯ
** ЗРФ «О СМИ»

ФАКТ
(от лат. factum– сделанное, совершившееся) – событие, результат; знание, достоверность которого доказана. Факты в журналистике – основа для выводов, оценок, анализа и обобщений в материалах любого жанра.

ФИНИШИНГ
– (англ. finishing – доведение до конца) доведение разработки темы журналистских выступлений до логического конца – разрешения поставленной проблемы, что обеспечивается возвращением к прежним публикациям, привлечением аудитории для обсуждения, опубликованием ответов официальных структур.

ФОРМАТ
– 1. Формат издания, записи. 2. Формат набора. 3. Стандарт вещания. 4. Вид, структура вещательной программы. Формат может представлять собой совокупность условий и правил сбора, обработки и распространения информации, принятых в газете, на телеканале, радиостанции. Ф, как правило, включает: формулировку общественной миссии, политической или иной позиции СМИ; принципы отбора материала для опубликования; особенности подачи материалов; основные правила работы с источниками информации, героями и персонажами журналистских материалов; названия постоянных и сезонных рубрик; принципы работы с аудиторией. Ф – документ для внутреннего пользования, поэтому нередко снабжается грифом «Для служебного пользования», т.к. представляет собой know how редакции.

Наверх

 
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования.
Автор и составитель - Татьяна Ковган
Контакты:
kovgantv@yandex.ru
г. Красноярск, ул. Семафорная, 227а
МБОУ СОШ № 6
Пресс-центр «Шестой квартал»
Список всех журналистских работ школьников,
опубликованных на сайте

© При перепечатке авторских материалов,
не содержащих ссылки на другие источники,
ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz