«Собственный опыт журналиста, его знания, эрудиция и найденные им факты - это и есть источники возникновения замысла».

(Валерий Аграновский)

Задать вопрос VK
 
  Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
"Частная" история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

19 советов начинающим школьным издателям

Верстка школьного издания — трудоемкий и сложный процесс, требующий не только навыков работы с издательским пакетом, но и определенных знаний, представлений о том, как должна выглядеть газетная полоса. Начинающие школьные издатели, как правило, допускают типичные ошибки. О них мы и поговорим сегодня.

1.
Отсутствие выходных данных. Согласно статье 27 Закона РФ «О средствах массовой
информации», каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) название издания;
2) учредитель (соучредители) — для школьной газеты это, скорее всего, образовательное учреждение;
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
8) адреса редакции, издателя, типографии.

Для школьной газеты, имеющей небольшой объем (4-16 страниц формата А4), имеет смысл размещать выходные данные в подвале (нижней части) последней полосы (страницы) или в правом нижнем углу последней полосы.

2.
Каждая газетная полоса (страница), кроме первой, на которой располагается логотип издания, должна иметь колонтитул.

Колонтитул — графический стандарт оформления каждой газетной полосы, содержащий название издания (уменьшенный его логотип), номер издания и дату выхода, номер страницы (колонцифру). Чаще всего колонтитул располагается вверху газетной полосы. Колонтитул — не
просто придумка «взрослых» журналистов, а совершенно необходимый элемент газетной страницы, который несет свою информационную функцию: газетный листок, не имеющий колонтитула, оказавшись в руках читателя без первой страницы (обложки), становится абсолютно анонимным — читателю остается только гадать, что это за газета, когда она издана, являются ли новости, опубликованные в ней, свежими или давно устарели. Уважайте читателя и свой собственный труд.

3.
Колонтитул не должен занимать много пространства и сразу бросаться в глаза.

Прежде чем приступать к дизайну колонтитула, посмотрите, как делают это солидные российские, краевые и городские издания. Главное на газетной полосе — это все-таки тексты и фотографии.

4.
В качестве шрифта, которым вы печатаете основной массив текста, используйте шрифт с засечками (например, Times New Roman). Шрифты с засечками легче воспринимаются, не нужно прилагать особых усилий, чтобы такой текст прочитать.

Засечка — поперечный графический элемент, которым заканчивается основной штрих буквы (сравни, например, Times New Roman и Arial или Helvetica).

5.
Основное правило размещения текста на газетной полосе — он должен быть легко читаемым.

Никогда не печатайте основной массив текста какими-либо декоративными шрифтами (например, Decor и др). Начинающие издатели часто повторяют одну и ту же ошибку: увидев красивый шрифт с виньетками, стараются использовать его везде, где только можно.
Поверьте, далеко не каждый читатель будет пристально вглядываться в текст, пытаясь разобраться в путанице декоративных деталей, чтобы понять содержание прочитанного. Скорее всего, он просто не дочитает текст до конца.

6.
Идеальный размер основного шрифта (Times New Roman) для школьного издания формата А4 — 9 пунктов.

Такой текст останется читаемым даже после тиражирования газеты на ризографе. Кроме того, он позволяет легко разбить текст на несколько колонок, не оставляя «дыр» между словами. При достаточно строгой манере верстки, не использующей обтекания текстом сложных графических объектов, многие школьные издатели успешно используют для основного текста Times New Roman кеглем 10 пунктов. Журнальный вариант издания или издание
для начальной школы подразумевает больший размер основного шрифта. Разумеется, если вы издаете газету в «настенном» варианте, размер шрифта должен быть таким, чтобы текст удобно было читать со стены.

7.
Никогда не используйте в номере разный размер (кегль) шрифтов для основного текста (например, 9 пунктов и 10 пунктов) — исключением могут быть только специальные странички-вкладыши для малышей.

Лид (первое предложение или абзац текста, задача которого — привлечь внимание читателя) выделяется жирным шрифтом, возможно, большего размера. Основной же текст должен быть всегда одинаковым по гарнитуре и кеглю, иначе газета производит пестрое впечатление и выдает ваш непрофессионализм.

8.
Обязательно составляйте макет номера, прежде чем начнете его верстать, подумайте, как вы разместите текст, сколько он займет места.

Очень часто школьные издатели увеличивают размер (кегль) основного текста, если остается «лишнее» место на полосе, которое нечем занять, и наоборот, уменьшают кегль, когда текст при верстке не входит на полосу. Но решать эту проблему нужно совсем другим способом.Если текст большой, может быть, имеет смысл заверстать его на полторы-две страницы. В таком случае используйте разворот — тогда текст не потеряет свою цельность, читателю не придется листать газету, чтобы найти продолжение. Если текста не хватает, подумайте, как лучше использовать иллюстрации (рисунки, фотографии). Может быть, имеет смысл найти дополнительную интересную информацию по этой же теме и сделать «врез»?

9.
Структура газетной полосы подразумевает, что текст должен быть разбит на
колонки.

На полосе формата А4 колонок может быть 3 или 4 — выберите какой-либо один графический стандарт и не экспериментируйте с тем и другим одновременно, пока вы не научились чувствовать структуру газетной полосы. Никогда не «загоняйте» текст без колонок на всю страницу или в две широкие колонки очень мелким шрифтом: читать такой текст невозможно.

Запомните, все делается для удобства читателя. Если вы хотите, чтобы ваш текст был прочитан — он должен быть легко читаем. И не оправдывайтесь тем, что вы верстаете в Microsoft Word! Даже в текстовом редакто ре некоторые школьные издания умудряются создавать вполне приличный продукт, со всеми необходимыми составляющими газетной полосы. А вы ведь хотите, чтобы ваша газета походила на газету?

10.
Возможен вариант размещения преамбулы (вводной части текста) в две колонки над основным, большим по объему текстом, но тогда вводная часть должна быть набрана кеглем большим, чем основной текст.

Основное требование к преамбуле — это самостоятельность и завершенность ее текста, она подготавливает читателя к восприятию информации. Поэтому она и набирается другим шрифтом и композиционно отделяется от основного
текста публикации.

11.
Гарнитуры заголовочных шрифтов должны сочетаться друг с другом. Заголовок должен привлекать внимание читателя, а не отталкивать.

Используйте в номере газеты не более двух (в крайнем случае, трех) заголовочных гарнитур (начертаний) шрифтов: подобные эксперименты со шрифтами приводят к тому, что страница выглядит пестрой, трудночитаемой и выдает дилетанта.

12.
Изменяя размеры фотографии, не позволяйте себе искажать пропорции: вытянутые или, наоборот, расплющенные лица буквально кричат.

Вы же сами не хотите себя видеть на фотографии в искаженном виде. А следовательно, не нужно доставлять такого «удовольствия» и читателю.

13.
По логотипу вас будут узнавать читатели.

Логотип - графическое выражение название газеты) — это лицо газеты, по которому ее узнают читатели.

Не позволяйте себе в каждом номере изменять начертание букв в названии вашего издания и размещать название газеты то вертикально, то вообще наискосок. Если вы только начали издавать газету, эксперименты с логотипом неизбежны: вы пробуете, ищете. И чем скорее вы найдете свой логотип, тем лучше.

14.
У каждого текста в газете должен быть автор.

Текст, никем не подписанный, воспринимается как редакционный. Если вы перепечатали текст из другого издания или взяли его в Интернете, укажите источник информации — это будет, по крайней мере, честно.

15.
В газете обязательно должны быть рубрики.

Рубрикация — это способ организации газетного материала по тематическому признаку.

В идеале, за каждой рубрикой должно быть закреплено определенное место в газете — страница или часть страницы.

16.
Обязательно найдите хорошего корректора.

Лучше, если каждый материал будут читать несколько человек: где один пропустил ошибку, другой ее заметит. Корректор должен быть не просто грамотным человеком, но и очень внимательным, придирчивым. Часто грамотные люди, проверяющие ошибки в газете, хорошо справляются со сложными случаями орфографии и пунктуации и пропускают самые обычные опечатки: пропущенные буквы или буквы, перепутанные местами. Поверьте, в этом случае читатель наверняка окажется грамотнее вас.

Доверяйте справочнику по орфографии и пунктуации больше, чем Word'у. Иногда в результате опечатки возникает совсем другое слово, которое совершенно не подходит по смыслу, но текстовой редактор его знает и никогда не подчеркнет. Проверяйте ошибки не с экрана, а с уже сверстанного и распечатанного оригинал-макета. Так ошибки виднее.

17.
Если вы издаете газету в черно-белом варианте и затем тиражируете ее на ксероксе или ризографе, вам придется отказаться от подложек — так называемых полей, заполненных серым цветом, поверх которых вы размещаете текст.

Думайте не только о том, как красиво это выглядит на экране монитора, но и том, что вся эта красота превратится в нечитаемые грязные пятна после тиражирования. В крайнем случае, вы можете использовать черную или темно-серую подложку под белый текст (так называемая «выворотка»), если хотите выделить часть текста, например заголовок или лид. Разумеется, при этом буквы должны быть читаемыми на черном фоне.

18.
Кавычки.

Казалось бы, мелочь. Но! Общеупотребительные кавычки в газетных изданиях «такие», иначе они еще называются типографскими. А вот «такие» кавычки используются только тогда, когда нужно выделить цитату внутри цитаты.

19.
Если на странице нет броской статьи или иллюстрации, ее могут и вовсе пролистнуть не читая.

Более того, хороший и интересный текст могут не прочитать, если он неинтересно оформлен. Рисуя макет, помните, что компоненты полосы читатели воспринимают в следующем порядке: сначала основную фотографию, затем самый большой заголовок, далее — правый верхний угол страницы, статью с иллюстрацией, и только после этого — обычные статьи в зависимости от размера их заголовков.

 
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования.
Автор и составитель - Татьяна Ковган
Контакты:
kovgantv@yandex.ru
г. Красноярск, ул. Семафорная, 227а
МБОУ СОШ № 6
Пресс-центр «Шестой квартал»
Список всех журналистских работ школьников,
опубликованных на сайте

© При перепечатке авторских материалов,
не содержащих ссылки на другие источники,
ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz