«У меня быль ощущение, что я хожу по минному полю"».

(Признание Марка Захарова после интервью с Урмасом Оттом)

Задать вопрос VK
 
  Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
"Частная" история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

Интервью

С чего начать подготовку к интервью?
- С составления вопросов! — как правило, отвечают школьники, и совершенно не правы.
- Сначала нужно собрать информацию о собеседнике, — отвечают более вдумчивые ребята, но и они не правы.

ЗАЧЕМ?

Интервью начинается с сакраментального вопроса «Зачем?». Зачем я хочу сделать это интервью? Почему я хочу взять интервью именно у этого человека? Что я этим интервью хочу сказать моим читателям? Прежде всего, журналисту необходимо честно и основательно ответить самому себе на эти вопросы.

Если у вас возникает проблема: «Как составить вопросы? О чем спросить?» — это означает:

- что вы еще не размышляли над целью своего интервью,
- не понимаете, зачем вообще хотите его взять,
- вся ваша мотивация пока сводится к простому «хочу».

Если цели сформулированы и озвучены, проблема будет формулироваться иначе: «Я знаю, о чем я хочу спросить собеседника, какую информацию я хочу от него получить. Теперь мне нужно правильно сформулировать вопросы».

Информационное интервью
Если цель вашего интервью — получить или уточнить информацию о каком-то событии, то интервью, скорее всего, будет информационным, и вы будете задавать вопросы информационного плана. Значит, вам нужен собеседник, который не просто «что-то об этом знает», а именно тот человек, который владеет исчерпывающей информацией по интересующей вас теме.

Проблемное интервью
Если вы считаете, что интервью поможет вам разобраться в какой-то проблеме, соответственно, следующим этапом вы определяете собеседника, который достаточно компетентен, чтобы ответить на ваши вопросы «почему?», «зачем?», «по какой причине?», «кто виноват?», «кому это нужно?».

Портретное интервью
Если собеседник представляет для вас и для ваших читателей интерес как человек, как личность, то вы, следовательно, будете таким образом формулировать вопросы, чтобы раскрыть характер человека, его жизненные установки, интересы.

Если вы берете интервью у писателя, музыканта, любого творческого деятеля — само собой разумеется, что вы читали его книги, видели, слышали его произведения и можете поддержать разговор о его творчестве.

Если вы берете интервью у политика, общественного деятеля, предполагается, что вы знаете, чем он занимается, какие вопросы находятся в пределах его компетенции.

Не надо спрашивать писателя, сколько книжек он написал, а режиссера — какие фильмы он снял. Это тот самый случай, когда наивный детский дилетантизм непростителен и неуместен. Едва ли после такого вопроса собеседник вообще захочет с таким журналистом разговаривать!

Итак, вы ответили для себя на вопросы: «Зачем?», «Почему именно этот собеседник? Будет ли он интересен читателю?». Приготовились к интервью: собрали необходимую информацию о собеседнике или о проблеме, которую собираетесь обсуждать, придумали вопросы, заранее договорились о встрече. Кстати, никто не обязан вам давать интервью, и ваш потенциальный собеседник имеет полное право отказаться от встречи с вами. В любом случае, он спросит вас, о чем вы хотите с ним поговорить. Если для себя вы уже определили цели данного интервью, вам не составит труда объяснить это собеседнику
и даже убедить его в необходимости встречи с вами.

А дальше начинается самое сложное…

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

Журналиста-интервьюера часто сравнивают с режиссером, даже есть такой термин — «режиссура интервью». Мало того, что придумать вопросы — это целое искусство, их нужно еще выстроить в определенную логику, в сценарий, точно понимая, с чего лучше начать разговор, чем закончить.

Однозначно, что не следует начинать разговор с выяснения анкетных данных собеседника. Такие вопросы собеседнику, как правило, не интересны, и он потеряет к вам как к личности всякий интерес. Уж если вы не смогли это узнать заранее, попросите собеседника в конце интервью уточнить информацию. Если разговор получился интересным, собеседник с удовольствием ответит и на анкетные вопросы.

А еще журналист должен знать, когда вовремя задать закрытый вопрос, как сформулировать вопросы, чтобы собеседник не отвечал односложно, как себя вести при интервью, как расположить к себе собеседника. Важно даже то, в какой позе вы сиди-
те, как невербально реагируете на его реплики.

Даже если все вопросы уже записаны у вас в блокноте, всегда нужно быть готовым к тому, что интервью пойдет совершенно по иному сценарию и вам придется импровизировать. Важно научиться умению слушать и слышать того, кого вы интервьюируете. Уметь услышать интересную мысль, которую можно развить, продолжить. А для этого, возможно, вам придется на время отказаться от вопросов, записанных в вашем блокноте, — к ним вы всегда успеете вернуться и последовать за мыслью собеседника.

Грубая ошибка, которую часто допускают начинающие юнжуры, — сидят, уткнувшись в свою записную книжку, боясь пропустить момент, когда нужно задать следующий вопрос. В результате нередко случается, что журналист задает собеседнику вопрос, на который тот ответил еще пять-десять минут назад, отвечая на предыдущие. Казалось бы, ничего страшного не произошло, при перепечатке или при монтаже интервью вы этот ляп уберете. Но, продемонстрировав таким образом собеседнику, что не слушаете его ответов, что они вас не интересуют, вы можете окончательно испортить его мнение о вас.

Не бойтесь спрашивать о том, что вам непонятно, чего вы не знаете, уточнять имена, фамилии, названия организаций, малоизвестные географические названия, цифры.
В этой ситуации вы не будете выглядеть глупо. Гораздо глупее делать умный вид при плохой игре. Ведь потом вы не сможете использовать эту информацию в своем ин-
тервью.

Учитесь у профессионалов. Обратите внимание, как выстраивает разговор со своими собеседниками Владимир Познер. Он не боится уточнять, переспрашивать:
«Правильно ли я вас понял? Уточните, пожалуйста». А если уж Познеру не стыдно признаться, что он чего-то не знает, то вам — тем более.

Интервью — это не только искусство задавать вопросы. Это еще непростая наука и много-много практики. Но и тогда он не застрахован от ошибок и неудач. Не зря ведь многие профессионалы утверждают, что каждое интервью — это проход по минному полю.

Если школьник однажды взял в руки диктофон, задал десяток вопросов человеку, получил ответы и опубликовал их в школьной газете, это, несомненно, успех, но это еще не значит, что он владеет этим жанром в совершенстве и ему не нужно больше учиться. Обязательно читайте теоретическую литературу о жанре интервью, она поможет научиться правильно выстраивать разговор, отчасти подготовит к непредвиденным ситуациям в процессе общения.

______________________________________________________________________________

Что читать:

1. Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие. — М., 2003. (Замечательный учебник по жанру интервью, исчерпывающий теоретический материал, большое количество примеров из журналистской практики. Едва ли вы найдете этот учебник в книжных магазинах Красноярска, но можно заказать в интернет-магазинах).

2. Аграновский В. А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. — М.: Варгиус, 1999. — 416 с. (Книги известного очеркиста Валерия Аграновского читаются на одном дыхании, мастер публицистического жанра остается и здесь верен себе — держит внимание читателя с первого до последнего слова. Интересующая нас глава называется «Искусство беседы», но вы найдете в книге немало полезных советов, которые пригодятся в работе с учащимися: в книге прослежен весь путь творческой деятельности журналиста, начиная от рождения темы до ее воплощения в слове).

3. Шостак М. Интервью. «Журналист». — № 10, 1997. (Много нужной и полезной информации о технологии интервью всего на четырех журнальных страницах).

4. Читайте все, что найдете о невербальном общении, о языке мимики и жестов. Такой литературы сейчас издается много. Неважно, с какой именно книги вы начнете, любая информация об этом будет полезна.

5. Смотрите, как работают профессионалы.

Тина Канделаки, российская журналистка, телеведущая, продюсер и общественный деятель в гостях у Владимира Познера.
http://www.youtube.com/watch?v=2VlK-foDgac

______________________________________________________________________________________

Интервью школьников, опубликованные в городских СМИ

1. Юлия Яковлева, Анастасия Мамаева "Свободен от жанровых оков" (Интервью с солисткой труппы "Свободный балет" Валерия Терешкина")

2. Полина Василовская "Режиссер Кшиштоф Занусси. О физике, режиссуре, фанатах и поклонниках" (Интервью со знаменитым режиссером Кшииштофом Занусси)

3. Андрей Поддубняк, Елена Якшина "Наша цивилизация - это всего лишь взмах ресниц в истории космоса"

 
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Электронный учебник для учащихся 8-11 классов,
изучающих журналистику на элективных курсах
или в системе дополнительного образования.
Автор и составитель - Татьяна Ковган
Контакты:
kovgantv@yandex.ru
г. Красноярск, ул. Семафорная, 227а
МБОУ СОШ № 6
Пресс-центр «Шестой квартал»
Список всех журналистских работ школьников,
опубликованных на сайте

© При перепечатке авторских материалов,
не содержащих ссылки на другие источники,
ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz